ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. ПСИХОСИНТЕЗ РОБЕРТО АССАДЖИОЛИ

ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

В последнее десятилетие нарастает интерес исследователей и практиков к проблемам и возможностям развития И. п. (Beitman В. D., Goldfried M. R., Norcross J. С., 1989).

О значимости интегративного движения в психотерапии свидетельствует и издание международного «Журнала интегративной и эклектической психотерапии».

Интегративная психотерапия, в отличие от эклектической психотерапии, использующей сочетание приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает прежде всего концептуальный синтез разных теоретических систем психотерапии.

В то же время эклектический подход является одним из элементов интегративной психотерапии, объединяющей конкретные лечебные методы из разнородных источников.

Следующие факторы способствовали развитию интегративного движения в психотерапии:

  1. распространение многочисленных форм и методов психотерапии, затрудняющих выбор, а также их изучение и применение;
  2. неадекватность ни одного из психотерапевтических направлений для всех категорий пациентов;
  3. поиск общих базовых процессов, характерных для всех форм психотерапии, и постепенное признание того факта, что разные методы, по сути, могут иметь больше сходств, чем различий;
  4. примерно равная эффективность лечения независимо от форм психотерапии;
  5. акцент на существенной роли взаимоотношений психотерапевт—пациент при любых формах психотерапии;
  6. социально-экономические процессы в обществе, предъявляющие повышенные требования к качеству, продолжительности и эффективности лечения и оказывающие более сплачивающее, чем разъединяющее психотерапевтов действие.
Ища ответы на вопросы, связанные с проблемами по здоровью, все большее количество людей начинает понимать, что человек – это единое неразделимое целое. И они ищут соответствующие медицинские учреждения и врачей, которые рассматривают проблемы со здоровьем пациента именно с этой точки зрения. Они понимают и то, что подход к лечению должен быть индивидуальный в зависимости от физических, личностных, психических особенностей пациента, а также от социальных условий и образа жизни.

Подход, когда пациент - активный участник лечебного процесса, являясь партнером лечащего специалиста, берет на себя ответственность за свое выздоровление, создает благоприятную основу и уверенность в том, что лечебный процесс даст ожидаемый результат.
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ ПОДХОДОВ:
  1. использования эклектической модели, объединяющей различные методы психотерапии, исходя из потребностей лечебной практики;
  2. интеграции соответствующих научных дисциплин — медицины, психологии, социологии, педагогики, нейрофизиологии, философии, психолингвистики и др.
  3. синтеза теоретических положений различных психотерапевтических ориентации с учетом ведущей концепции личности и ее развития, психопатологии и симптомообразования.

Существенные возможности для развития интегративной психотерапии предоставляет также поиск общего знаменателя для различных теоретических моделей посредством перевода их понятий на общепринятую терминологию или путем описания психотерапевтического процесса с позиций разных направлений.

Интегративная психотерапия
МЕТОДЫ ИНТЕГРАТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ МНОГИХ СОСТОЯНИЙ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ:

Тревога Артрит Рак Хроническая боль Депрессия Сахарный диабет Фибромиалгия Головная боль / мигрень Болезни сердца Высокое кровяное давление Бесплодие Синдром раздраженного кишечника Менопауза Рассеянный склероз ПТСР
ИНТЕГРАТИВНАЯ МЕДИЦИНА

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Важнейшей характеристикой интегративного движения в психотерапии является учет психотерапевтом при выборе методов не столько собственных теоретических позиций, сколько индивидуальных клинико-психологических особенностей личности и болезни, а также потребностей пациента.

Хотя интегративная психотерапия получила развитие в последнее десятилетие, в предшествующие годы также делались попытки постановки вопросов интеграции в психотерапии, росло понимание важности учета в психотерапии взаимодействия когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов функционирования пациента.

Внутри единого психотерапевтического подхода целесообразно использование, в зависимости от задач этапа лечения, определенных приемов воздействия на познавательные, эмоциональные и поведенческие стереотипы нарушенного реагирования пациентов.

Различные комплексы из этих методов наиболее детально разработаны в том или ином психотерапевтическом направлении и могут дополнять друг друга. В частности, на одном этапе лечения необходим психодинамический подход, расширяющий сферу познания (осознание бессознательного материала), на другом этапе — поведенческий подход, помогающий пациенту выработать новое, более конструктивное и зрелое поведение.

Одним из общих свойств применения любой формы психотерапии является наличие ступеней, или фаз: установление контакта и активное участие пациента в психотерапевтическом процессе; определение психотерапевтической «мишени» (симптоматика, конфликт, самооценка и др.); изменение прежних дезадаптивных способов восприятия, переживания и поведения; окончание лечебного курса.

Давно предпринимались попытки синтезировать психоаналитическую и бихевиористскую теории. Однако все ограничивалось реинтерпретацией поведенческих приемов в психодинамических формулировках либо перефразированием положения психоаналитической теории в рамках концепции научения.

Речь идет о разработке психотерапевтических подходов, сочетающих психодинамические и поведенческие методы в интегративной терапии больных (Murray M. Е., 1976). В этом случае психотерапевт при анализе симптомообразования учитывает как интрапсихическую динамику, так и актуальную жизненную ситуацию пациента и обстоятельства, подкрепляющие проявления болезни.

Отмечаются также попытки интегрировать когнитивные и поведенческие подходы в психотерапии. Познавательно-обучающий подход как синтез когнитивного и поведенческого направлений в психотерапии, с одной стороны, признает важность интерперсональных факторов в адаптации, а с другой — акцентирует роль переменных окружения, влияющих на феноменологию и функционирование личности больных (Mahoney M. J., 1977).
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ ПОДХОДОВ:

Сущность этой новой, интегративной формы психотерапии основывается на следующих предпосылках:


  1. человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые, сколько на когнитивные представления о них;
  2. эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения;
  3. большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы;
  4. мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны.

Эти положения определяют и главные цели психотерапии: перцептуальные навыки, моторные (исполнительные) навыки, ассоциативные навыки. Пациента обучают тонкому перцептуальному различению воздействий окружающей среды и внутренней стимуляции (мысли, чувства, образы, биохимические изменения и др.).


Усвоение этих сложных знаний дополняется тренингом развития и критической оценки ассоциаций (в частности, убеждений, ожиданий). Больному дают возможность убедиться в том, что мысли и образы могут играть важную роль в адаптации и феноменологии личности.


В заключение пациенту обычно предлагается тренинг исполнительных навыков, расширяющих выбор поведения в регулировании внешних или внутренних воздействий.

ПСИХОСИНТЕЗ РОБЕРТО АССАДЖИОЛИ В ИНТЕГРАТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

РОБЕРТО АССАДЖИОЛИ, ИТАЛЬЯНСКИЙ ПСИХОЛОГ. Фото из https://ru.wikipedia.org
Широкое сочетание различных видов психотерапии, прежде всего экзистенциальной, используется в одном из новых направлений — психосинтезе, цель которого — гармонизация и интеграция в единое целое всех качеств и функций индивидуума.

Нейролингвистическое программирование, междисциплинарная интегративная концепция психотерапии, предоставляет в распоряжение психотерапевта метамодель как поэтапную стратегию психотерапевтического поведения, расширяющую модель мира пациента и создающую условия для процесса изменения личности.

Предполагается, что данная метамодель может использоваться психотерапевтом любой ориентации и на определенном этапе должна быть интегрирована в лечебный процесс с методами, существующими в уже установившихся видах психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова как открытая психотерапевтическая система в последние годы расширяет свои возможности благодаря интеграции некоторых теоретических принципов и приемов поведенческой и гуманистической психотерапии (прежде всего клиент-центрированной психотерапии и гештальт-терапии).

Становление интегративной личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии требует синтеза концептуальных основ психологии отношений, деятельности и общения личности, нарушений ее развития и реконструкции. На базе этой интегративной концепции психотерапии возможно включение в данную систему релевантных ей и наиболее эффективных лечебных методов других психотерапевтических ориентации.

Таким образом, становление интегративной психотерапии представляет собой движение в направлении концептуального синтеза современных научных теорий личности и ее изменения, а также соответствующих им психотерапевтических методов.